100 лет Брюховецкому району

15 февраля 1794 года на собрании старшины и куренные атаманы Черноморского войска в городе Екатеринодаре после принятия «Порядка общей пользы» — документа, закрепившего название и статус города Екатеринодар и регламентировавшего управление, расселение и землепользование в Черноморском казачьем войске, договорились о порядке расселения куренных селений на территории Черномории и провели жеребьевку мест, отводимых под размещение куренных селений.  #100летБрюховецкомурайону

21 марта 1794 года на кануне расселения казаков куренными селениями была проведена первая перепись. В Брюховецком курене числилось 303 лица мужского пола и 178 — женского. Перепись была составлена поручиком Миргородским и корнетом Демидовичем. По заданию кошевого атамана Черноморского казачьего войска Захария Чепиги и сдана в войсковой архив для хранения.

1 августа 1794 года основаны станицы — Батуринская, Брюховецкая и Переясловская. Сведения о времени образования станиц выявлены по документам архивных фондов и материалов справочно-информационного фонда Государственного учреждения Краснодарского края «Государственный архив Краснодарского края» Закон КК от 14.12.2006 №1145-КЗ.

17 августа 1804 года началось строительства храма св. Николая в Екатерино-Лебяжеской пустыне. Строительство продолжалось 12 лет до мая 1816 года.

17 августа 1812 года в станице Брюховецкой стараниями протоирея Россинского Кирилла Васильевича была открыта церковно-приходская школа. Вот как писал об этом историк Ф. Щербина: «…следующим этапом в деле становления и развития народного просвещения стало открытие в 1812 году первых в северокавказском крае приходских школ на Тамани, в Щербиновском и Брюховецком, а затем и в Гривенском (Новонижестеблиевском) куренях…». Дата открытия школы зафиксирована в ведомости об учебных заведениях Земли Войска черноморского за 1832 год.

22 апреля 1892 года атаманом станицы Брюховецкой избран Кочевский Никифор Григорьевич. Он также избирался атаманом на второй срок с 1896 по 1898 год. Никифор Григорьевич — депутат Государственной Думы первого созыва, кубанский казак, выпускник учительской семинарии. Более 12 лет служил народным учителем в станице Брюховецкой. В течение 9 лет (1898-1906) был членом Екатеринодарской городской управы. 5 лет был исполняющим должность городского головы Екатеринодара.

Бывший учитель Брюховецкой министерской школы Никифор Григорьевич был едва ли не лучшим атаманом в истории станицы Брюховецкой. Это отмечали не только священнослужители, но и войсковое начальство. По его инициативе — был организован сбор средств на ремонт станичной церкви, отведена земля для строительства новой Афанасьевской церкви и приходской школы в отселке Кугоейка (нынешняя школа № 2), а также организован сбор средств на их строительство.

Надо отметить, что в 1892 году жена атамана открыла в Брюховецкой первую частную школу грамотности. Жизнь этого достойного жителя станицы была полна событиями политического характера. Начальник Кубанской области, генерал-лейтенант Малама Яков Дмитриевич, вскоре посетивший Брюховецкую, так отзывался о нем: «…Кочевский за время управления станицей Брюховецкой успел уже установить в ней образцовый порядок и обнаружил способности по управлению станицею, достойные служить примером для других станиц».

28-29 июня 1909 года в станице Брюховецкой состоялся съезд представителей населения, который дал дальнейшее направление вопросу о постройке Кубано-Черноморской железной дороги. На съезд прибыло 123 депутата, большинство из них имели полномочия от станичных обществ предложить в акционерный капитал дороги довольно крупные суммы. Общая сумма капитала превысила 1 000 000 рублей. Через два месяца после съезда сумма эта выросла до 2 000 000 рублей. Кроме того, по разверстке, станичными обществами выделено на производство изысканий технических и экономических 100 000 рублей. На съезде в Брюховецкой была избрана комиссия, которая взяла на себя все организационные вопросы, связанные со строительством дороги. В состав комиссии вошел депутат Государственной Думы, бывший атаман станицы Брюховецкой Бардиж Кондрат Лукич.

11 сентября 1916 года началось регулярное движение товарно-пассажирских и почтовых поездов на линиях: Екатеринодар – Приморско-Ахтарск, Екатеринодар – Староминская – Кущевская и Тимашевская – Протока.

Подготовлено Брюховецким историко-краеведческим музеем